Быть понятым: цель, искусство, инструмент (Радислав Гандапас)
Говорят все, но не все одинаково хорошо доносят свои мысли до собеседника или аудитории. Ораторское искусство — наука, которой посвящены труды мыслителей, практически, всех времен и народов. Думаю, что это неспроста, ведь умение построить разговор таким образом, чтобы достичь своей цели — тонкое искусство, которое «в руках» профессионала может стать ценнейшим инструментом для достижения успеха в любой сфере деятельности.
Сегодня, наверное, особенно много желающих поразмышлять на эту тему. Огромное количество «консультантов» и «тренеров» перемалывают примерно одну и ту же информацию. Считаю совершенно особенными материалы, которые предлагает замечательный бизнес-тренер Радислав Гандапас. Я углубленно познакомился с этими материалами в 2010 году и до сих пор только убеждаюсь в том, что все остальные современные тренинги / мастер-классы / школы на эту тему являются лишь вариациями того, что предлагает Радислав Гандапас.
Поэтому чуть ниже приведен видеокурс «Учимся говорить публично». Запись уже довольно старая и монтаж, конечно, не современный, зато наполнение прекрасное. Лично я не знаю более емкого изложения информации на эту тему.
Рекомендую к изучению.
1.Важные акценты успешного выступления
- контролировать дистанцию до аудитории; - обращаться к аудитории во втором лице; - не переигрывать; - при ответе на вопросы не выкручиваться, если что-то не знаешь - держать лицо; - запоминается последнее; - пока выступающий на сцене, он главный в зале. После возвращения со сцены статусные различия возвращаются; - выступление начинается с момента, когда оратор начинает подготовку к нему; - прописывать всё выступление не нужно. Главное - понимать суть и помнить о блоках, которые должны быть обозначены; - нельзя противопоставлять себя аудитории; - цикл внимания взрослого человека. Микроцикл внимания - 1 минута;
2. Методы преодоления страха выступления перед аудиторией
- осознайте свой страх. Для того, чтобы не бояться выступать публично, необходимо проанализировать, что может произойти плохого в случае неудачного выступления и понять, что последствия действительно некатастрофичные; - тот, кто боится, не может вызвать доверие; - делайте то, что страшно; - физиологическая природа страха - переизбыток адреналина. От него надо избавляться (физические упражнения, подвигать челюстью, погримасничать, поприседать, но не перед самым выступлением);
3. Осознание цели выступления
- перед выступлением надо обязательно поставить цель. Не общую, а максимально конкретную; - цель выступления всегда лежит за границей темы выступления (цель - это то, что должны сделать слушатели, прослушав речь, то, что должно быть в итоге); - цель должна быть выполнима; - цель выступления оратора должна увлекать аудиторию; - получение удовольствия от выступления - это тоже своеобразная цель;
4. Эмоциональная подготовка к выступлению
- необходимо настраивать себя на позитив; - важный подход: не нужно пытаться - просто делай; - мысленно используя отдельные ключевые слова можно погружаться в определенное настроение ("блин...", "отлично!" "супер");
5. Оптимальная структура выступления
- структура выступления: 20% времени - вступление; 60% - основная часть; 20% - заключение; - в конце основной части должна присутствовать кульминация выступления (призыв);
6. Установление контакта с аудиторией
- между аудиторией и оратором отношения подобные отношениям между мужчиной и женщиной. Оратор всегда должен в этих отношениях быть мужчиной, несмотря на свой биологический пол; - оратор должен понять что объединяет его с аудиторией и использовать этот объединяющий элемент для выстраивания взаимодействия; - очень важен визуальный канал информации (иллюстрации, жесты, движения и т.д.);
7. Методы воздействия на аудиторию
оратору необходимо понимать о чем говорят его жесты, движения, перемещения и т.д.; нужно понимать кто находится в аудитории для выбора адекватного ситуации инструмента воздействия;
8. Привлечение и удержание внимания
- выступление всегда – поток новой информации. Удержание внимания - ключевой момент; - зрительный контакт очень важен при общении; - необходимо говорить не со всеми, а с каждым; - нельзя допускать монотонность - периодически необходимо применять контрастные раздражители (паузы, изменение громкости, тембра голоса и т.д.); - необходимо использовать вовлечение аудитории в процесс общения;
9. О вариантах донесения материала выступления
- три главных типа структуры выступления - дерево, канат, лестница; - "дерево" подразумевает ответвление от главного, уход от главной темы… возвращение к ней. Витиеватая структура. Необходимо стараться избегать такого построения; - "канат" - логичное, четкое, предсказуемое выступление. Такая структура применима для коротких выступлений; - "лестница" подразумевает несколько циклов подачи новой информации и её закрепления. Оптимальная структура;
10. О восприятии аудиторией выступающего
Факты неизменны, но на один и тот же факт можно посмотреть с разных сторон.